Модернизация общего образования
Итоги реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012 - 2013 учебном году в образовательных учреждениях Вологодского муниципального района.
1 сентября 2012 года все первоклассники и второклассники школ района приступили к учебному процессу, осваивая новые требования стандарта. В первую очередь администрация каждого образовательного учреждения создала условия для успешного обучения школьников. Хочется отметить, что все педагоги, работающие в условиях реализации нового стандарта прошли курсовую подготовку, целенаправленно выбрали учебно – методический комплект. В районе реализуется 4 комплекта: «Перспективная начальная школа», «РИТМ», «Школа 21 века», «Школа 2100». Все комплекты соответствуют требованиям ФГОС НОО. В этом учебном году все обучающиеся были обеспечены учебными пособиями в соответствии с выбором учебного комплекта. В августе 2012 года в учреждения района приобретено ещё 5882 учебника. Одним из приоритетных направлений в развитии образовательной системы является информатизация школы. В каждом учреждении решается проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий. Уже сегодня в каждой школе есть интерактивное оборудование, которое активно используется на уроках и во внеурочной деятельности. Оно состоит из интерактивной доски, комплекта ноутбуков, проектора, цифрового микроскопа, цифровой лаборатории. Все учителя начальных классов прошли обучение по использованию данного оборудования.
Все условия образовательного процесса диктует системно – деятельностный подход, который является методологической основой ФГОС. Изменилась технология проведения урока. Педагоги добиваются не только предметных результатов, но одновременно формируют универсальные учебные действия, решают воспитательные задачи, формируют мотивацию деятельности. Новый стандарт требования к результатам по всем предметам на ступени начального общего образования. В этом году в 1 классе по итогам контрольной работы по русскому языку высокий уровень освоения материала показали 39% детей, базовый – 56%, низкий – 5%. Хочется отметить, что результаты этих первоклассников незначительно, но выше, чем в прошлом году. Лучшие работы Огарковской, Первомайской, Вотчинской, Несвойской, Нефедовской и Спасской (в 1а классе) школах. По математике результаты ниже прошлогодних, но не намного. Повышенный уровень показали 21%, базовый – 70%, низкий – 9%. Лучшие показатели в Первомайской, Вотчинской, Нефедовской, Погореловской, Стризневской школах. Предметные результаты – знания, умения и навыки были и будут важными образовательными достижениями обучающихся. Стандарт фиксирует результаты обучения на двух уровнях: базовом и повышенном. Не менее предпочтительными являются метапредметные результаты. Их формирование происходит через все предметы и любые направления внеурочной деятельности. Первоклассники в этом году показали очень высокие результаты комплексной работы, цель которой выявить уровень сформированности метапредметных результатов. Обследование выявило, что повышенный уровень показали 33%, базовый уровень – 63%, низкий только 3% детей. Высокие результаты показали школьники из Кубенской, Куркинской, Первомайской, Майской (1в класс), Первомайской, Федотовской (1б класс), Вотчинской, Дубровской, Несвойской Нефедовской, Погореловской школах.
Формирование универсальных учебных действий, личностное развитие ребенка, его социализация, воспитание происходит через внеурочную деятельность, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. На основании представленных моделей организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях ВМР в 2012-2013 году можно сделать следующие выводы, что все пять направлений в модели внеурочной деятельности, предложенной ФГОС НОО используют 15 учреждений (в прошлом году - 7 учреждений), более 5 направлений – 2 учреждения Надеевская оош и Спасская сош (в прошлом году - Огарковская, Федотовская). Наблюдается увеличение количества направлений, реализуемых в школах. Так, 4 часа используют 10 учреждений. Более 4 часов используют 16 учреждений (в прошлом году - 8 учреждений). Больше всех представлен выбор часов в Сосновской сош – 11 часов на класс, в Семенковской оош – 9 часов на класс. Большинство учреждений используют кадровый ресурс учреждения , а 6 школ (Майская, Огарковская, Семенковская, Сосновская, Борисовская, Несвойская) сотрудничают с учреждениями дополнительного образования (ДК, СК «Олимп», ДШИ, ФОК, ДДТ).
В связи с этим, несколько слов о взаимодействии с родительской общественностью. Родители – полноправные участники образовательного процесса. Обеспечение открытости образовательного процесса достигается через оформление информационных стендов по ключевым вопросам ФГОС. На сайтах школ созданы тематические странички. Работа с родителями ведется систематически и целенаправленно. В каждом учреждении проводилось анкетирование родителей, в ходе которого анализировалось отношение к нововведению. По результатам опроса в целом родителей удовлетворяют условия, созданные общеобразовательными учреждениями в процессе реализации ФГОС НОО в первых классах. Высокую оценку получила деятельность педагогических коллективов по взаимодействию с родителями и обучающимися, а также уровень преподавания. В частности, родители отмечают, что регулярно получают информацию об образовательных достижениях своих детей (более 70%) и ответы на любые вопросы (95%), педагоги помогают оказывать им поддержку детям в обучении (95%). Родительские собрания в школах проводятся регулярно. Для детей в меру определена нагрузка, они с интересом учатся, всегда могут получить помощь от учителя. Школа, по мнению 80% родителей, стремится к созданию условий для развития детей с высокими образовательными достижениями в соответствии с их интересами. По мнению родителей и внеурочная деятельность удовлетворяет интересы детей (81%). Школьная библиотека (мнение 80% родителе) в целом обеспечена книгами, которыми могут воспользоваться обучающиеся. В школе достаточно хорошо организовано питание (мнение около 80% родителей) и сохранение здоровья детей (мнение более 73% родителей), при необходимости им оказывается медицинская помощь (мнение более 86% родителей). Руководителями общеобразовательных учреждений приняты достаточные меры для обеспечения безопасности обучающихся (мнение 85% родителей).
В целом можно отметить, что второй год реализации ФГОС НОО на уровне района прошел успешно. Этому способствовала слаженная, комплексная и системная деятельность всех участников образовательного процесса.
Развитие системы поддержки талантливых детей.
На решение задачи создания системы выявления, поддержки и развития одаренных детей направлена подпрограмма «Одаренные дети» программы «Развитие образования Вологодского муниципального района на 2013-2015 годы».
Задачи:
1.расширение массовости участников всероссийской олимпиады школьников, различного рода конференций, слётов, олимпиад;
2.формирование современной системы управления олимпиадой.
Полученные результаты:
1. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников:
- на школьном уровне приняло участие 57,2% от общей численности обучающихся (область – 52,0%);
- на муниципальном уровне - 19,8%, из них стали победителями и призёрами 13,6% (область – 12,8% и 7,87% соответственно);
- на региональном уровне – 1,1% от общей численности обучающихся (23 участника: 1-победитель (4,3%), 3-призёра (13%), 3-ое вошли в первую десятку). По количеству победителей и призёров район занимает четвёртую позицию.
2. Созданы условия на муниципальном уровне для участия школьников в мероприятиях по интересам (68% заняты различной внеклассной деятельностью).
3. Ежегодно лучшие обучающиеся становятся стипендиатами главы района в 2013 году – 15 человек.
Изменение школьной инфраструктуры
С 01 сентября 2011 года в районе работает первая сельская "цифровая" школа на базе Новленской школы, которая является муниципальным ресурсным центром по информатизации образовательного процесса.
Обеспечен скоростной Интернет в 7% учреждениях общего образования.
В 2013 году приобретён автобус для перевозки обучающихся Первомайской школы, открыт новый маршрут. За два последних года возросла доля школьников с 71% до 86%, которые перевозятся транспортом, соответствующим требованиям к пассажирским перевозкам.
Поставлено медицинское оборудование для 8 школ, что позволило улучшить медицинское обслуживание 1304 школьников. Возможность получать медицинские услуги с использованием современного оборудования имеют 71% обучающихся в 13 школах, в 2012 году данный показатель был равен 41% .
Поставлено 16394 учебника на сумму 3402,4 тыс. руб. С нарастающим итогом поставлено 30849 экземпляров учебников на сумму 6424,9 тыс. руб., что позволило обновить фонд учебников на 83% и увеличить обеспеченность учебниками с 96% до 100%.
Совершенствуется школьная инфраструктура района через повышение безопасности образовательных учреждений. На эти цели из районного бюджета в 2013 году направлено 16 млн. рублей, благодаря чему отремонтированы кровли в 13 учреждениях образования; в 8 заменены окна и двери; отремонтированы фасады и фундаменты 4 учреждений; в 4 проведены электромонтажные работы, в 3-х – сантехнические. Проведена огнезащитная обработка кровли 11 зданий. Ремонт наружной эвакуационной лестницы в начальной школе-детский сад п.Лесково. Проведен ремонт спортивных залов в 3-х школах, проведено устройство прогулочных веранд в 2-х детских садах и ремонт системы отопления в 1.
В рамках подготовки к празднованию Дня района были проведены работы по благоустройству территории Федотовской школы – устройство нового ограждения, ремонт цоколя здания, восстановлено освещение территории школы.
Кроме того более чем в 2000 учебных помещений проведены косметические ремонты.
Сохранение и укрепление здоровья школьников
Задачи:
- обеспечение школьников горячим питанием, бесплатным молоком;
- обеспечение двигательной активности обучающихся;
- оснащение пищеблоков школьных столовых современным оборудованием;
- оснащение школ современным спортивным оборудованием.
Полученные результаты:
- горячим питанием охвачено 98% обучающихся; все учащиеся начальных классов общеобразовательных учреждений области обеспечены бесплатным молоком;
- во всех общеобразовательных учреждениях обеспечена двигательная активность обучающихся: в соответствии с базисным учебным планом предусмотрено 3 часа физической культуры; 51% школьников района занимаются в спортивных секциях, что в два раза превышает областной показатель.
На базе трех школ открыты опытные площадки Вологодского института развития образования по теме «Здоровьесберегающая деятельность в общеобразовательном учреждении», в 27 школах – мероприятия в рамках программ по здоровьесбережению.
Дважды в год (январь, май) во всех школах района проводится мониторинг здоровья обучающихся, по результатам составляются рекомендации для руководителей образовательных учреждений.
Учителя физической культуры ежегодно в сентябре и мае проводят тестирование для определения уровня физической подготовленности школьников.
В урочной деятельности используются здоровьсберегающие технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; психолого-педагогические технологии.
Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования используется специальная коррегирующая гимнастика для глаз и разнообразные офтальмотренажеры.
Для создания благоприятного режима двигательной активности организованы динамические паузы в первых классах; проводятся Дни здоровья, а также дни диагностики, регулирования и коррекции режима дня в школе, поведения детей и подростков; проводится утренняя зарядка; физкультминутки на уроках, организована физкультурно-оздоровительная работа на переменах.
Во всех школах ведутся спортивные секции: волейбольные, баскетбольные, общефизическая подготовка, лечебная физкультура, лыжная подготовка, спортивные игры, биатлон.
В целях пропаганды здорового образа жизни ежегодно проводятся школьные и районные спортивные соревнования: осенний кросс и турнир по волейболу.
В системе образования Вологодского муниципального района работает 1582 человека, из них 871 педагог, что составляет 55% от общего количества работников.
В дошкольных образовательных учреждениях работает 326 педагогов. 40,8% (133 педагогов) имеют высшее образование. В настоящее время в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования обучается 12 человек.
В школах района работает – 545 педагогов. Доля учителей с высшим образованием составляет 78% (441 педагог). Число педагогов с высшим образованием остается уже несколько лет на одном уровне, в основном педагоги, имеющие среднее профессиональное образование – это учителя начальных классов, учителя технологии, воспитатели дошкольных групп.
Постоянно растет доля педагогических работников, повысивших уровень квалификации. Доля педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные категории, составляет: 60% в детских садах и 77,5% в школах.
Численность молодых специалистов до 30 лет в школах составляет 58 человек, (10,2% от общей численности педагогов школ), в дошкольных образовательных учреждениях – 45 человек (13,8%).
В 2013 году 148 педагогов прошли процедуру аттестации, 515 повысили квалификацию, из них 50 по вопросам ГО и ЧС и 77 - по охране труда.
Организовано 53 конкурса профессионального мастерства.
Государственная и муниципальная поддержка молодых специалистов в сфере образования.
В целях реализации закона области от 28.04.2010 года № 2271-ОЗ «О единовременных выплатах педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности», начиная с ноября 2010 года, 18 молодых педагогов школ района получили единовременные выплаты в размере 100,0 тыс.руб.
В Вологодском муниципальном районе согласно среднесрочной целевой программе «Формирование и развитие кадрового потенциала в Вологодском муниципальном районе на 2012-2014 годы» в 2012 году предоставлена единовременная выплата 18 педагогам образовательных учреждений района, в 2013 - 15.
В последние годы наблюдается устойчивый рост заработной платы педагогических работников. Так по сравнению с 2010 годом заработная плата учителей школ выросла более чем в два раза, а воспитателей детских садов 1,6 раза.