ПАО «МРСК Северо-Запада» проводит работу по профилактике электротравматизма

24 августа 2017 года во время проведения работ по ремонту автодороги автомобилем «КАМАЗ», принадлежащим организации Вологодское ДРСУ, при движении с поднятым кузовом было совершено касание провода воздушной линии электропередачи (далее - ЛЭП, ВЛ) напряжением 10 000 Вольт (10 кВ) производственного отделения «Вологодские электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго», в результате чего автомобиль был поврежден - произошел разрыв шин колес (фото прилагается). Водитель транспортного средства не пострадал.

Похожий случай произошел 14 июля 2014 года на 12 км автодороги А-119 «Вологда-Медвежьегорск» при проведении работ по благоустройству откосов дорожного полотна организацией ДСУ ООО «Дорожное управление» с применением колёсного экскаватора. Машинист экскаватора совершал движение задним ходом, не переведя выдвижную часть экскаватора из вертикального в транспортное положение, в результате чего произошло касание провода ЛЭП 10 кВ с токопроводящими частями экскаватора (фото прилагается). В это время дорожный рабочий приблизился к экскаватору с целью взять ведро с семенами травы, которое находилось на платформе экскаватора за ножом, коснулся руками токопроводящих частей экскаватора и попал под действие электрического тока. Машинист экскаватора, заметив это, заглушил экскаватор и попытался помочь пострадавшему и тоже попал под действие электрического тока. В результате происшедшего, работники получили электротравмы различной степени тяжести.

Два смертельных несчастных случая, связанных с проведением погрузо-разгрузочных работ в охранных зонах ЛЭП, произошли в августе 2017 года в соседней Ленинградской области и в республике Хакасия.

05 августа 2017 года в Всеволожском районе Ленинградской области при выполнении работы по разгрузке бытовки краном-манипулятором работник ООО «Стройинвест» установил кран-манипулятор непосредственно под проводами ЛЭП 10 кВ. В ходе выполнения работ по разгрузке бытового вагончика стрела крана- манипулятора была приближена на недопустимое расстояние к проводу ЛЭП (фото прилагается) в результате чего пострадавший попал под напряжение и получил смертельную электротравму. Второй работник, находясь в непосредственной близости от пострадавшего, попытался оказать ему помощь, в результате чего также получил электротравму.

10 августа 2017 года несчастный случай произошел в республике Хакасия. Частное лицо, при производстве работ по погрузке-разгрузке строительных материалов краном-манипулятором под проводами ЛЭП 10 кВ, допустил касание крайнего провода стрелой крана-манипулятора (фото прилагается), вследствие чего был поражен электрическим током. Прибывшая бригада скорой медицинской помощи констатировала смерть пострадавшего.

12 мая 2018 года в городе Апатиты Мурманской области после отключения ЛЭП 110 кВ бригада обнаружила в охранной зоне автомобиль-миксер «MAN», установленный на насыпях строительных остатков (бетонной смеси, щебня и грунта) - водитель автомобиля через демонтированную часть металлического забора выехал задним ходом с территории ООО «Центр строительных материалов» в охранную зону ЛЭП. Затем поднялся по металлической лестнице, расположенной в задней части автомобиля-миксера, к верхнему загрузочному люку и стал промывать миксер шлангом с использованием штатной емкости воды. Во время нахождения на верхней части лестницы приблизился на недопустимое расстояние к нижнему проводу ЛЭП-110 кВ и упал на землю, получив термический ожог тела более 40%.

Все вышеуказанные несчастные случаи были допущены в ходе проведения несанкционированных работ в охранных зонах электрических сетей без уведомления и согласования с владельцами электросетевых объектов, а также отсутствия надлежащего контроля со стороны ответственных лиц организаций, * выполняющих данные работы, отвечающих за безопасное производство работ в охранных зонах ВЛ, что является грубейшим нарушением «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных постановлением Правительства РФ 24 февраля 2009 года №160, а также «Правил охраны труда при эксплуатации электроустановок».

Этими документами предусмотрена обязательность получения разрешений на производство ряда работ вблизи электрических сетей. Такой порядок установлен с целью предотвращения возможности повреждения электрических сетей, но главное - преследует цель исключить нанесение ущерба здоровью и жизни людей, занятых этими работами.

Выполнение работ с применением высокогабаритных машин и механизмов в охранной зоне воздушных ЛЭП должно проводиться по наряду-допуску и быть согласовано с владельцем электрических сетей, в ведении которых находится ВЛ.

На каждом предприятии должен быть назначен ответственный за обеспечение требований электробезопасности при выполнении работ в охранной зоне ВЛ. Он должен иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже IV. Перед началом работ ответственный за обеспечение требований электробезопасности при выполнении работ в охранной зоне ВЛ обязан провести инструктаж со всеми лицами, предстоящая работа которых возможна в охранной зоне ВЛ. Это оформляется записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

Работы в охранной зоне BЛ должны выполнять не менее чем два человека, один из которых наблюдающий. Проезд машин и механизмов под проводами BЛ по проселочным дорогам и вне дорог рекомендуется производить вблизи опор и поперек оси. При этом высота машин не должна превышать 4,5 м. Обслуживающий персонал должен размещаться в металлических кабинах или под тентами передвижных машин и механизмов, необходимо предусмотреть заземление машин и механизмов на пневматических колесах. Механизмы на гусеничном ходу заземлять не требуется.

Запрещается:

1. остановка, заправка, ремонт машин и механизмов в охранной зоне ВЛ;

2. осуществлять всякого рода погрузочно-разгрузочные работы без составления проекта производства работ;

3. устанавливать скирды, стога сена, располагать полевые станы, загоны скота и разводить костер под действующими BЛ;

4. находиться обслуживающему персоналу на машине вне кабины или защитного козырька;

5. выполнять ремонтно-профилактические работы на машинах и механизмах;

6. работать при приближении или во время грозы.

Запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

В случае падения провода BЛ на машину водитель должен немедленно остановить ее, сигналом привлечь внимание водителя ближайшей машины, который, оценив обстановку, должен сообщить о случившемся в энергоснабжающую организацию. До прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий. Приближаться к такой машине на расстояние менее 20 м запрещается. Если при этом машина загорелась, то обслуживающий персонал должен немедленно покинуть машину, причем так, чтобы одновременно не касаться машины и земли. Лучше всего спрыгнуть на обе сомкнутые ноги, не держась за машину, и удалиться от нее мелкими шагами (в полступни), чтобы не попасть под действие шагового напряжения.


25.05.2018