Проект «Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении мероприятий по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) на 2022 год и плановый период 2023-2024 годы»

I. Общие положения

Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении мероприятий по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее - Программа), разработана в целях предотвращения риска причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований законодательства в сфере регионального государственного экологического контроля (надзора)

Программа разработана в целях реализации положений:

статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ « О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021г. №990 «Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».

II. Цели Программы

Целями проведения профилактических мероприятий являются:

1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;

2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

III. Задачи Программы

Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:

формирование единого понимания обязательных требований законодательства, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) у всех поднадзорных субъектов;

инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;

выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;

установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов.

IV. Анализ текущего состояния подконтрольной сферы

Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется в соответствии с Законом области от 28.06.2006 № 1465-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»

Нормативно правовыми актами, непосредственно регулирующими исполнение указанной функции, являются:

Конституция Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. декабря 2001 № 195-ФЗ;

Федеральный закон от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

Федеральный закон от 02 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

Водный кодекс Российской Федерации;

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный законом от 26 июля 2019 года № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Вологодской области в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в части соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов (за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору)):

технический регламент Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям»

иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Вологодской области.

Субъектами государственного экологического контроля (надзора) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору)). Количество подконтрольных субъектов по состоянию на 2021 год - 706.

Региональный государственный экологический (контроль) надзор проводится на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Объектами контроля являются:

1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;

3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные и земельные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).

В 2021 году администрацией Вологодского муниципального района плановые проверки соблюдения природоохранного законодательства осуществлялись в соответствии с планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, составленным с применением риск-ориентированного подхода и согласованным органами прокуратуры.

За 9 месяцев 2021 года проведено 1 плановая проверка, по итогам которой нерушений природоохранного законодательства не выявлено.

- составлено 10 протоколов об административных правонарушениях;

- по результатам рассмотрения административных дел предъявлено10 штрафов на общую сумму 70 тыс. руб. (вынесено 4 предупреждения) выдано 4 предписания.

За 9 месяцев 2021 года специалистами отдела охраны окружающей среды администрации Вологодского района проведено 15 рейдов по обследованию водоохранных зон водных объектов, выявлено 3 нарушения. По результатам рассмотрения предъявлен 2 штрафа в размере 6 тыс. руб.

Результаты надзорной деятельности администрации Вологодского района по состоянию на 30.09.2021 представлены в таблице

Наименование мероприятий

Проведено контрольно-надзорных мероприятий, всего:

71

в т.ч. плановые

1

внеплановые

рейдовые осмотры, обследования (водоохранных зон водных объектов)

70

Возбуждено дел об административных правонарушениях по выявленным фактам нарушения требований природоохранного законодательства

11

Выдано предписаний, представлений

2

Рассмотрено дел об административных правонарушениях, всего

10

Сумма штрафов, тыс. руб.

Взыскано штрафов, тыс. руб.

Предъявлено ущербов, шт./тыс. руб.

Основные нарушения, выявленные при проведении проверок соблюдения природоохранного законодательства:

- нарушение требований в сфере обращения с отходами производства и потребления, в т.ч. несанкционированное размещение отходов, сжигание отходов;

- нарушение требований водоохранного законодательства;

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, администрация Вологодского района осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми администрацией программой профилактики нарушений.

Официальный сайт администрации Вологодского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт администрации) содержит раздел «Профилактика нарушений обязательных требований»; распоряжением администрации от 14.07.2018 № 304 разработан и утвержден перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается администрацией при проведении мероприятий по региональному государственному экологическому надзору. Актуальный перечень правовых актов размещен на официальном сайте администрации.

Не менее чем 1 раз в полгода осуществляется обобщение практики (информации) осуществления государственного регионального экологического надзора за отчетный период с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований.

Вся информация о проведенных плановых и внеплановых проверках размещается в ФГИС «Единый реестр проверок».

В 2021 году проведено 2 публичных мероприятия для подконтрольных субъектов с обсуждением проблем правоприменительной практики с изложением типовых нарушений обязательных требований и с предложениями мероприятий для устранения нарушений, проведены «горячие линии» по различным тематикам.


V. План мероприятий по профилактике причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении мероприятий по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) на 2022 год

№ п/п

Перечень мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований

Срок проведения мероприятий

Ответственное лицо

Примечание

(отметка об исполнении)

1

2

3

4

5

1.

Актуализировать перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора, и разместить на официальном сайте администрации в сети «Интернет» актуализированный перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора.

постоянно

(в случае изменения законодательства)

отдел охраны окружающей среды

2.

Подготовить и разместить на официальном сайте администрации в сети «Интернет» разъяснения требований законодательства, в том числе в области регионального государственного экологического контроля (надзора), комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие.

постоянно

(в случае изменения законодательства)

отдел охраны окружающей среды

3.

Поддержание в актуальном состоянии руководств по соблюдению обязательных требований в сфере регионального государственного экологического (контроля) надзора

постоянно

(в случае изменения законодательства)

отдел охраны окружающей среды

4.

Обеспечить проведение семинаров, вебинаров, совещаний, заседаний рабочих групп, «горячей линии», дней открытых дверей, прием граждан, информирование через средства массовой информации и иных мероприятий по информированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения законодательства, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора).

постоянно

(по мере проведения)

отдел охраны окружающей среды

8.

Подготовка доклада о правоприменительной практике, в том числе об осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) с размещением данной информации на официальном сайте администрации в сети «Интернет»

до 01.04.2023

отдел охраны окружающей среды

5.

Внесение информации о проводимых проверках и их результатах в ФГИС «Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий»

по мере проведения

отдел охраны окружающей среды

6.

Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии со ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ « О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

По мере необходимости, при наличии оснований

отдел охраны окружающей

среды

7.

Проведение профилактических визитов объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на таких объектах контроля

По мере необходимости, при наличии оснований

отдел охраны окружающей

среды

8.

Консультирование должностными лицами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия

По мере необходимости, при наличии оснований

отдел охраны окружающей среды

9.

Подготовка и направление письменных ответов на поступающие письменные обращения и жалобы по вопросам осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора)

По мере необходимости, при наличии оснований

отдел охраны окружающей среды

10.

Разработка, подготовка и утверждение программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

до 20 декабря 2022 года

отдел охраны окружающей среды

VI. Проект плана мероприятий по профилактике причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении мероприятий по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) на 2023-2024 годы

№ п/п

Перечень мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований

Срок проведения мероприятий

Ответственное лицо

Примечание

(отметка об исполнении)

1

2

3

4

5

1.

Актуализировать перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора, и разместить на официальном сайте администрации в сети «Интернет» актуализированный перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора.

постоянно

(в случае изменения законодательства)

управление по охране окружающей среды, управление по обращению с отходами производства и потребления, отдел организационно-правовой, кадровой работы и мониторинга

2.

Подготовить и разместить на официальном сайте администрации в сети «Интернет» разъяснения требований законодательства, в том числе в области регионального государственного экологического контроля (надзора), комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие.

постоянно

(в случае изменения законодательства)

управление по охране окружающей среды, управление по обращению с отходами производства и потребления, отдел организационно-правовой, кадровой работы и мониторинга

3.

Поддержание в актуальном состоянии руководств по соблюдению обязательных требований в сфере регионального государственного экологического (контроля) надзора

постоянно

(в случае изменения законодательства)

управление по охране окружающей среды, управление по обращению с отходами производства и потребления, отдел организационно-правовой, кадровой работы и мониторинга

4.

Обеспечить проведение семинаров, вебинаров, совещаний, заседаний рабочих групп, «горячей линии», дней открытых дверей, прием граждан, информирование через средства массовой информации и иных мероприятий по информированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения законодательства, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора).

постоянно

(по мере проведения)

управление по охране окружающей среды, управление по обращению с отходами производства и потребления, отдел организационно-правовой, кадровой работы и мониторинга

5.

Внесение информации о проводимых проверках и их результатах в ФГИС «Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий»

по мере проведения

отдел государственного экологического надзора управления по охране окружающей среды

6.

Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии со ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ « О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

По мере необходимости, при наличии оснований

отдел государственного экологического надзора управления по охране окружающей среды

7.

Проведение профилактических визитов объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на таких объектах контроля

По мере необходимости, при наличии оснований

отдел государственного экологического надзора управления по охране окружающей среды

8.

Консультирование должностными лицами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия

По мере необходимости, при наличии оснований

управление по охране окружающей среды, управление по обращению с отходами производства и потребления

9.

Подготовка и направление письменных ответов на поступающие письменные обращения и жалобы по вопросам осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора)

По мере необходимости, при наличии оснований

отдел государственного экологического надзора управления по охране окружающей среды

10.

Разработка, подготовка и утверждение программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

до 20 декабря 2022 года

управление по охране окружающей среды, отдел организационно-правовой, кадровой работы и мониторинга, управление по обращению с отходами производства и потребления



VII. Оценка эффективности Программы профилактики

Одним из индикативных показателей эффективности надзора является проведение запланированных плановых проверок в полном объеме. Анализ текущей деятельности администрации Вологодского муниципального района по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора), показал, что план проверок на 2021 год исполняется в соответствии с утвержденными сроками.

Показатели качества профилактических мероприятий направлены на:

- улучшение состояния подконтрольной среды (повышение уровня законопослушности, повышение качества поступающей информации);

- снижение количества нарушений обязательных требований;

- снижение количества фактов причинения вреда окружающей среде.

Оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности направлена на снижение уровня вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере деятельности администрации Вологодского муниципального района.

Отчетные показатели профилактических мероприятий в 2022 году

№ П\П

Наименование показателя

Величина

1.

Исполняемость плана мероприятий по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований законодательства, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора)

100%

2.

Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в случаях, предусмотренных законодательством

100%

3.

Проведение профилактических визитов

100%

4.

Консультирование контролируемых лиц и их
представителей контрольного органа

100%

5.

Полнота информации, размещенной на официальном интернет-сайте администрации в сети «Интернет» в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации

100%

6.

Проведение семинаров, вебинаров, совещаний, заседаний рабочих групп, «горячей линии», дней открытых дверей, прием граждан, информирование через средства массовой информации и иных мероприятий по информированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения законодательства, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора)

100%

Плановые показатели профилактических мероприятий в 2023-2024 году

№ П\П

Наименование показателя

Величина

1.

Исполняемость плана мероприятий по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований законодательства, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора)

100%

2.

Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в случаях, предусмотренных законодательством

100%

3.

Проведение профилактических визитов

100%

4.

Удовлетворенность контролируемых лиц и их
представителями консультированием контрольного органа

100%

5.

Полнота информации, размещенной на официальном интернет-сайте администрации в сети «Интернет» в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации

100%

6.

Проведение семинаров, вебинаров, совещаний, заседаний рабочих групп, «горячей линии», дней открытых дверей, прием граждан, информирование через средства массовой информации и иных мероприятий по информированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения законодательства, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора)

100%

VIII.Ресурсное обеспечение Программы

Реализация Программы осуществляется за счет средств и ресурсов, выделяемых на основную деятельность отдела охраны окружающей среды администрации Вологодского района.

Дополнительных финансовых и иных ресурсов, необходимых для реализации Программы, не требуется.

Организация и проведение профилактических мероприятий осуществляется в соответствии с планом-графиком профилактических мероприятий.

IХ.Механизм реализации Программы

Формирование планов профилактических мероприятий осуществляется ежегодно в соответствии с требованиями статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ « О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021г. №990 «Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».

Ежегодные планы профилактических мероприятий формируются по результатам анализа соблюдения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора).

Корректировка планов профилактических мероприятий при необходимости осуществляется ежеквартально не позднее 20 числа месяца квартала, следующего за отчетным.

Руководителем Программы является начальник отдела охраны окружающей среды администрации Вологодского муниципального района.

В обязанности руководителя Программы входит организация и координирование деятельности отдела государственного экологического надзора управления по охране окружающей среды по реализации Программы.

Перечень должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий Программы, представлен в плане мероприятий по профилактике рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям при проведении мероприятий по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора)

Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также Программа размещаются в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации Вологодского района

(https://www.volraion.ru/).

30.09.2021