Информация из Росреестра

Итоги предоставления услуг Росреестра в МФЦ

за 1-ое полугодие 2017 года

В 2017 году приём документов для предоставления государственных услуг Росреестра осуществлялся в офисах многофункциональных центров, которые созданы на территории каждого муниципального района, и офисах филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области.

Всего за истекший период 2017 года сотрудниками МФЦ принято около 70 % от общего количества заявлений о государственной регистрации прав на территории Вологодской области. Данный показатель вырос по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 14 % (в 2016 году – 56 %).

В соответствии с «дорожной картой Росреестра» доля государственных услуг, предоставленных в многофункциональных центрах, в 2017 году должна составлять не менее 85 %. Дальнейшее увеличение доли документов, принятых сотрудниками многофункциональных центров, связано с постепенным прекращением деятельности по приему-выдаче в офисах филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области и открытием новых многофункциональных центров.


Как и зачем снимать с кадастрового учёта разрушенный дом?

Подобные вопросы возникают у многих граждан, являющихся собственниками зданий, домов, бань и иных хозяйственных построек, которые по различными причинам прекратили своё существование: например, уничтожены пожаром, снесены и т.д.

Управление Росреестра по Вологодской области разъясняет причины, по которым необходимо снять с кадастрового учёта разрушенные объекты недвижимости.

Типичной является ситуация, когда покупатель, приобретая земельный участок, заключает договор купли-продажи участка, не желая включать в предмет данного договора располагающееся на нём разрушенное строение.

Факт наличия на земельном участке каких-либо объектов недвижимости устанавливается государственным регистратором в процессе проведения правовой экспертизы документов, представленных на регистрацию перехода права собственности на земельный участок. В данном случае приобретателя такого земельного участка ждёт решение о приостановлении государственной регистрации прав, что ведёт к увеличению срока регистрации и возможному последующему отказу в регистрации прав.

В связи с этим, Управление Росреестра по Вологодской области советует при приобретении земельного участка выяснить нахождение на нём объектов недвижимости и их статус, и если на земельном участке имеются разрушенные объекты недвижимости, своевременно осуществить действия по снятию их с кадастрового учета.

Кроме того, отметим, что объекты капитального строительства, состоящие на кадастровом учете, облагаются налогами.

Документами, необходимыми для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета являются: заявление о снятии объекта с государственного кадастрового учета и акт обследования. Ещё одним из возможных оснований для снятия с кадастрового учёта объекта недвижимости является вступившее в законную силу решение суда.

Заявление о снятии соответствующего объекта капитального строительства с кадастрового учета вправе подать собственник такого объекта, либо его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности. С заявлением о снятии с учета помещения вправе обратиться также собственник здания или сооружения, в котором располагается такое помещение, или земельного участка, на котором было расположено здание или сооружение.

Для подготовки акта обследования, удостоверяющего прекращение существования объекта недвижимости необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Перед заключением договора с кадастровым инженером советуем проверить информацию о нём на сайте Росреестра www.rosreestr.ru c помощью сервиса «Реестр кадастровых инженеров». Здесь также можно узнать о качестве работы этих специалистов, оценить результаты их профессиональной деятельности.

Акт обследования является официальным документом, фиксирующим полное прекращение существования объекта капитального строительства, и подписывается он усиленной электронной подписью кадастрового инженера. Для его подготовки кадастровые инженеры обязаны выехать на место расположения объектов и провести обследование зданий, сооружений и помещений, которые их собственники планируют снять с кадастрового учёта.

Документы для снятия с кадастрового учёта объектов недвижимости можно подать посредством интернет-портала Росреестра https://rosreestr.ru/site/ в разделе «Электронные услуги/подать заявление о снятии с государственного кадастрового учёта объекта недвижимости» (для этого необходима электронно - цифровая подпись (ЭЦП), либо посредством представления документов в офис приёма-выдачи документов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области или многофункциональные центры.


Как пересмотреть результаты определения

кадастровой стоимости объекта недвижимости

Очень многим размер кадастровой стоимости, принадлежащих им объектов недвижимости, кажется завышенным, в связи с чем, возникает вопрос: «Как пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости?».

Возможность пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) предусмотрена Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценке).

Для юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления досудебное урегулирование споров о кадастровой оценке обязательно. Перед подачей иска в суд они сначала должны обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

А физические лица могут выбирать: либо обращаться в комиссию, либо сразу в суд. На практике урегулирование споров в комиссии обычно происходит быстрее, чем в суде.

Комиссии созданы и функционируют при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации (адрес комиссии при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области: г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3).

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии заявителю необходимо подать заявление, к которому нужно приложить:

- выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

- нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений;

- отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (далее – отчет об определении рыночной стоимости), в случае, если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Заявление рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

Если основанием подачи заявления была недостоверность сведений, комиссия может отклонить заявление, посчитав эти сведения достоверными, либо принять решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, если оценщиком использовались недостоверные сведения.

Если заявление подано на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо отклоняет заявление, в случае несоответствия отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям законодательства.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.


За июнь 2017 года кадастровая стоимость объектов недвижимости в области снижена на 467 176 456 рублей

В июне 2017 года проведено 6 заседаний комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области (далее – Комиссия), на которых рассмотрено 73 заявления о пересмотре кадастровой стоимости 45 земельных участков и 45 объектов капитального строительства.

В ходе рассмотрения заявлений и представленных к ним документов Комиссией принято 51 решение об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости в качестве их кадастровой стоимости. В результате суммарная кадастровая стоимость, которая на момент оспаривания составляла 790 520 222,29 рублей, была снижена до 323 343 765,36 рублей. По 17 заявлениям Комиссией приняты решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объектах недвижимости. Комиссией приняты решения об отклонении 5 заявлений.


Рубрика Росреестра: «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка»

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из важнейших его характеристик, поскольку вид разрешенного использования обусловливает способ использования земли собственником, и именно от данной характеристики зависит то, что может делать владелец на земельном участке (построить дом, заниматься выращивание сельхоз. продукции, построить магазин или заниматься предпринимательской деятельностью).

Часто возникает необходимость использования участка не по установленному виду разрешенного использования, и владелец задается вопросом, как изменить вид разрешенного использования земельного участка.

Управление Росреестра по Вологодской области разъясняет порядок установления (изменения) вида разрешенного использования для земельных участков.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории по целевому назначению и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.

Виды разрешенного использования (основные, условно разрешенные, вспомогательные) земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.

Основные виды разрешенного использования устанавливаются в обязательном порядке применительно к каждой территориальной зоне.

Изменение одного вида разрешенного использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков самостоятельно выбираются правообладателями земельных участков без дополнительных разрешений и согласования. Сведения о возможных видах разрешенного использования для своего земельного участка можно уточнить, заказав в муниципальном образовании или многофункциональном центре выписку из Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) о видах разрешенного использования, указав его кадастровый номер, или, при условии, что известна функциональная зона, в которую попадает участок, её наименование.

Условно разрешенный вид использования не может быть выбран правообладателем самостоятельно. Процедура предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования участка регламентирована в ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, которая предусматривает, в том числе, проведение публичных слушаний

Изменение вида разрешенного использования возможно по заявлению собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев (арендаторов). После принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, органы местного самоуправления в порядке ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 самостоятельно направляют в Управление Росреестра по Вологодской области сведения для внесения соответствующей информации в Единый государственный реестр недвижимости.

Важно знать. Нельзя внести изменения, касающиеся вида разрешенного использования, в договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ. Кроме того, правообладатель не вправе самостоятельно изменить вид разрешенного использования земельного участка, если он расположен на сельскохозяйственных угодьях земель сельскохозяйственного назначения. Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения также не допускается.

Следует также отметить, что в случаях, когда на участках уже построены и зарегистрированы объекты капитального строительств (индивидуальный жилой дом, производственное здание, торговый центр и т.д.), изменение вида разрешенного использования участка будет происходить лишь по результатам изменения вида функционального назначения существующих построек, если это назначение не соответствует новому виду использования земельного участка (например, на участке построен индивидуальный жилой дом, а собственник планирует реконструировать его в магазин).


Требования к документам, представляемым для осуществления учетно-регистрационных действий

Управление Росреестра по Вологодской области сообщает жителям региона о требованиях к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Документы, представленные на регистрацию, по форме или содержанию должны соответствовать требованиям действующего законодательства. Тексты представляемых правоустанавливающих документов должны быть написаны разборчиво и содержать точную идентифицирующую информацию об объекте недвижимости (при наличии - кадастровый номер), виде регистрируемого права. Наименования юридических лиц указываются без сокращения с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена, отчества физических лиц, адреса их мест жительства в договорах должны быть написаны полностью. Копии актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также решения судов должны быть заверены выдавшими их органами, решения судов должны также содержать отметку о вступлении в законную силу.

При наличии подчисток, приписок и неоговоренных исправлений заявления и документы возвращаются без рассмотрения (статья 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Кроме того, в случае несоответствия представленных заявления и документов требованиям действующего законодательства, их рассмотрение приостанавливается государственным регистратором в соответствии со статьёй 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Обращаем внимание, что информацию о наличии объекта недвижимости в реестре недвижимости, а также общедоступную информацию о наличии арестов, запрещений можно узнать посредством использования сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на интернет - портале Росреестра (www.rosreestr.ru).

Пресс-служба Управления Росреестра по Вологодской области

17.07.2017