Информационное письмо Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры о состоянии законности в сфере нормотворчества, порядке использования и охраны зеленых насаждений

Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой постоянно оценивается нормотворчество муниципальных властей. По результатам изучения нормативных правовых актов выявлено 66 НПА, которые не соответствуют федеральному законодательству и Конституции Российской Федерации. Работа направлена на проверку порядка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления, благоустройства территорий и пожарной безопасности в лесах. Кроме того, прокуратурой произведена в рамках проверки по внутреннему плану о защите зеленых насаждений – переоценка всех действующих НПА в части утверждения расценок ущерба (вреда) причиненного зеленым насаждениям. Так, из ведения органов местного самоуправления исключены и переданы субъектам РФ полномочия в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, оспорено 12 нормативных правовых акта органов местного самоуправления, устанавливающие методику и таксы причиненного вреда (ущерба) нанесенного зеленым насаждениям, с превышением полномочий органов местного самоуправления приняты нормативные правовые акты, устанавливающие проведение противопожарных мероприятий в отношении лесных участков, входящих в состав земель лесного фонда федеральной собственности, незаконно принят нормативно правовой акт, устанавливающий правила использования водных объектов, 2 протеста принесено на нормативные правовые акты органов местного самоуправления Кадуйского муниципального района на утвержденные административные регламенты предоставления водных объектов, которыми в части необоснованно сужали или расширяли требования, установленные водным законодательством, создавая при этом обременительные условия для применения прав пользования водными объектами.

Кроме того, практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что органами местного самоуправления в сфере охраны зеленых насаждений, не в полной мере осуществляется нормативно-правовое регулирование возложенных на них полномочий.

Так, в ходе надзора за осуществлением правотворческой деятельности, выявлены правовые пробелы в законодательстве, а именно органами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регулирующих снос (вырубку) зеленых насаждений, в ряде случаев не определены основания для производства сноса таких насаждений, которые произрастают на землях, находящихся в муниципальной собственности, а так же на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10.01.2002 №7 ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана которого подразумевает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

В ряде городских и сельских поселений приняты административные регламенты предоставления муниципальной услуги по предоставлению порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников или административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по выдаче разрешений на снос (вырубку) зеленых насаждений, в ряде поселений такие регламенты принимаются, действуют правила благоустройства.

Однако, нормативно, на в общих, ни в отдельных документах не определены основания выдачи/отказа в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений, в связи с чем, на практике возможность сноса зеленых насаждений нельзя соотнести с требованиями действующего законодательства.

Например, 28.10.2015 в адрес главы Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района поступило заявление от жителей поселения с просьбой безвозмездно выделить материалы для строительства пешеходного моста через реку Ильмеза, такое решение принято: разрешение выдано 10 ноября 2015 года. Нормативно, такого основания – строительство моста не определено.

При этом, в нарушении Правил благоустройства сельского поселения и административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на снос (вырубку) зеленых насаждений», представителями администрации проведено обследование зеленых насаждений в количестве 50 штук, произрастающих на территории сельского поселения, при отсутствии заявителя; акт составлен без указания качественных характеристик зеленых насаждений, подлежащих сносу (вырубке); в отсутствие документов, подтверждающих оплату возмещения ущерба вреда, причиненного зеленым насаждениям, в связи с чем прокуратурой внесено представление об устранении нарушений.

С учетом изложенного и на основании ст.9 закона «О прокуратуре РФ» указанную информацию довести до глав сельских поселений для корректировки нормативных правовых актов поселений, направлении их на определение оснований вырубки зеленых насаждений в соответствии с требованиями федерального законодательства.

26.08.2016